Литературное путешествие «На золотом крыльце сидели…»

Дорогие друзья! В 2021 году исполняется 70 лет со дня рождения Татьяны Толстой – русской писательницы, филолога, преподавателя, публициста, критика, телеведущей.

«Жизнь интересная штука, не знаешь, чем удивит и, не знаешь в какой момент, но это так замечательно!».

Судьба этого автора могла навсегда оставить её в другой стране, но не смогла побороть русское начало и вечное «детство» в душе писательницы.

«Не состоялась, как эмигрант – это необычайный зов души, все другие страны хороши, но Россия моя страна».

Толстая Татьяна Никитична — русская писательница, телеведущаяпублицист и литературный критик.

Родилась в Ленинграде 3 мая 1951 г.

Лауреат множества литературных премий и телевизионной премии «ТЭФИ» (2003).

Произведения Татьяны Толстой, в том числе сборники рассказов «На золотом крыльце сидели…», «Любишь — не любишь», «Река Оккервиль», «День», «Ночь», «Изюм», «Круг», «Белые стены», переведены на многие языки мира.

В 2011 году вошла в рейтинг «Сто самых влиятельных женщин России».

Семья писательницы такая же колоритная и необычная, как и Татьяна. Дедушка по маминой линии – известный литературный переводчик Михаил Лозинский, поэт. Дедушка по отцу – знаменитый писатель Алексей Толстой, создавший незабвенный «Золотой ключик, или Приключения Буратино» и «Гиперболоид инженера Гарина». Жена Толстого, бабушка Татьяны Никитичны, поэтесса Наталия Крандиевская.

В детстве Татьяна увлеклась чтением. Окончив школу, девушка отправилась поступать в Ленинградский университет, выбрав классическую филологию. Здесь Толстая изучала литературу и два языка – латынь и греческий.

По окончании университета в 1974 году будущая писательница и телеведущая переехала в столицу вместе с мужем, филологом-классиком Андреем Лебедевым.

После произведенной на глаза операции Татьяне пришлось месяц пролежать с повязкой. От безделья, чтобы скоротать время, Татьяна Никитична начала сочинять тексты. Так родились первые сюжеты будущих произведений писательницы Толстой.

Сняв повязку, Татьяна Толстая сразу же взялась переносить фантазии на бумагу. Так родился дебютный рассказ, вышедший в популярном журнале «Аврора» под названием «На золотом крыльце сидели…». Рассказ тут же был признан лучшим литературным дебютом 1980-ых. Вдохновленная успехом, Толстая пишет еще два десятка рассказов, которые были напечатаны с 1984-го по 1988-ой годы – «Свидание с птицей», «Соня», «Чистый лист», «Любишь — не любишь», «Река Оккервиль», «Охота на мамонта» и другие. Эти произведения охотно приняли модные «толстые» журналы – «Новый мир», «Знамя» и «Октябрь». Тема детства, так или иначе явленная в ранних рассказах, становится одной из центральных в творчестве писателя в целом.

Первый сборник рассказов питерской писательницы получил такое же название, как и первый рассказ. Почитатели таланта Татьяны Никитичны смогли приобрести книгу в 1987 году.

Вскоре после издания сборника Татьяну Толстую приняли в Союз писателей СССР. Но вот советская критика отреагировала на произведения нового члена Союза писателей довольно холодно. Молодого литератора упрекали в «густом» письме, умничанье и шаблонности произведений.

Тем не менее, число поклонников творчества Татьяны Толстой росло стремительно. Молодой автор с острым умом и оригинальной точкой зрения, не боящийся резкости и броских красок, Толстая стремительно ворвалась в современную литературную богему. Писательница слывет интеллектуалкой и даже бунтаркой. Героями произведений становятся неожиданные персонажи – старорежимные старушки, инвалиды детства, городские сумасшедшие и бомжи. Особо резко высмеивается мещанство и потребительская психология современного общества. Все 1990-ые Татьяна Никитична регулярно наведывалась в Америку, даже переехала, казалось, но на время, где читала лекции в разных университетах. Толстая по нескольку месяцев жила в США.

В 90-е не забывала Татьяна и родину, где в еженедельнике «Московские новости» писательнице предоставили собственную рубрику под названием «Своя колокольня». В журнале «Столица» Толстая занимала пост редактора. Статьи литератора появлялись также в издании «Русский телеграф». За рубежом Татьяна Толстая принялась за создание переводов собственных произведений, благодаря чему приобрела мировую литературную славу.

В 1998 году вместе с сестрой Натальей Толстой выпустила книгу «Сестры». В России, куда писательница окончательно вернулась в 1999 году, Татьяна Толстая вернулась к журналистской и преподавательской деятельности.

Считается, что учителями писательницы были самые известные литераторы. В том числе в их числе Ремизов, Шкловский и Тынянов. Этим литераторам было свойственно использовать в своих произведениях редко используемые слова. Так же и в рассказах Татьяны Никитичны нередко можно встретить малоизвестные слова. Это позволяет ей украсить свои произведения самыми неожиданными сочетаниями.

«Изюм»:

Рассказы о парадоксах нашей повседневной жизни, как в России, так и на Западе. Дополнение — удивительные по остроте наблюдений путевые заметки автора. «Изюм» – книга для взыскательного читателя и настоящего гурмана слова.

«Лёгкие миры»: /аудиокнига/

Повесть, давшая название сборнику, была удостоена Премии Ивана Петровича Белкина (2013). Вместе с автором перемещаешься между Нью-Йорком и Критом, Москвой и Петербургом. Татьяна Толстая рассказывает о своем детстве и о семье, об особенностях нашего национального характера, о магических свойствах русской речи и о том тайном, колдовском, что незримо присутствует в нашей жизни…

В новой прозе Татьяна Толстая перешла от третьего лица к первому. Сливаясь и расходясь с автором, рассказчица плетет кружевные истории своей жизни, в том числе – про любовь. Фонограмма записана при участии прекрасной актрисы, театрального педагога, обладателя первой премии Международного конкурса чтецов Марины Ливановой.

«Река»: /сборник/

Интеллигентный и беспощадный разговор с читателем о приметах нашего времени, о России, русских, их многогранности и многом другом.

«Золото»:

В серии «Классика в вузе» публикуются произведения, вошедшие в учебные программы по литературе университетов, академий и институтов. Большинство из этих произведений сложно найти не только в книжных магазинах и библиотеках, но и в электронном формате.

В сборник Татьяны Толстой, лауреата премии «Студенческий Букер десятилетия» 2011 года, включены известные рассказы.

«Без царя в голове»: /совместно с Мариной серовой/

Бухгалтер Павел Чиликов обращается за помощью к частному сыщику Татьяне Ивановой с просьбой найти виновного в убийстве его жены Наденьки. Супруга везла в машине деловые бумаги, которыми Павел намеревался шантажировать своего зарвавшегося босса. Несмотря на то, что клиент подозревает в преступлении шефа, Татьяна вскоре убеждается, что последний, хотя и конченый негодяй, но не убийца. Да и зачем ему идти на мокрое дело? Злополучные документы оказались безнадежно просроченными, а их ценность являлась плодом больного воображения горе-бухгалтера. Зато мертвая женщина на трассе – грустная реальность, и Иванова берется разобраться в причинах нелепой смерти и ее странных обстоятельствах….

«Кысь.»:

 «Кысь» — роман, за который автор была удостоена премии «Триумф». Это актуальная антиутопия, страшная и прекрасная сказка о гибели нашей цивилизации, о мутировавших горожанах, дичающих в радиоактивных лесах, но главное – о деградации языка, все еще узнаваемого, но уже малопонятного.

 Эссе «Зверотур», и другие рассказы опубликованы в разных сборниках, даже на многих иностранных языках. В характере, почерке автора — огромная любовь к русскому слову, традициям русского языка, отчасти, наверное, передавшиеся от именитого дедушки – Алексея Николаевича Толстого – внучке, писательнице. 

Спасибо за внимание.

Мероприятие подготовила ведущий библиотекарь схл -Васильева О.А.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *