Урок памяти «Мастер деревенской прозы»

      Комментарии к записи Урок памяти «Мастер деревенской прозы» отключены

Дорогие друзья! Краеведческий БИЦ имени М.А. Шолохова к 85-летию Виктора Ивановича Лихоносова приглашает Вас на урок памяти «Мастер деревенской прозы».

Виктор Иванович Лихоносов — советский и российский писатель, публицист. Член Союза писателей СССР с 1966 года. Живет в Краснодаре, возглавляет литературно-исторический журнал «Родная Кубань». Член высшего творческого совета при правлении Союза писателей Российской Федерации, почётный гражданин города Краснодара. В. И. Лихоносов родился 30 апреля 1936 года на станции Топки (ныне Кемеровской области). Детские и юношеские годы провел в Новосибирске. В 1943 году погиб на фронте его отец, и судьба забрасывает его на юг, на Кубань, где с 1956 по 1961 он учится на историко-филологическом факультете. Писатель родившийся в деревенской глубинке, впитавший всю простоту и красоту природы, души, стал мастером деревенской прозы.

Интересные факты из жизни писателя:

*Писатель в послевоенное время, оставшись без отца, ещё мальцом, мог вскарабкаться на крышу дома, чтобы сверху осмотреть всё, ожидая свою маму, так за неё переживал.

*Учась в школе очень любил играть в футбол.

*Поступал вместе с Юрием Назаровым в театральное, но не прошёл. А с Назаровым они остались близкими друзьями на многие года.

*Отучился на учителя в Краснодаре и стал преподавать в школе.

* Виктору Ивановичу было трудно работать в школе. У него с детства, с войны, плохо со слухом. К тому же он не знал и не любил методик. Заставлял ребят учить наизусть отрывки из летописей. И за то, что прочитали, ставил пятерки.

* «..в литературу меня завлекла моя душа. Произведения Бунина мгновенно понравились мне своей едва уловимой музыкальностью, мерцанием самой жизни»…

* «Литература – это моё счастье! » …

Лихоносов критически смотрит и на «белую правду», и на «красную», да и на саму казачью Кубань:

«Почему среди этнически русских всё меньше и реже вижу… русских по духу? Почему они как бы иностранцы? Что-то в самом деле случилось с нами, и первее всего — с нашей интеллигенцией. На Кубани это заметно особенно. Сорок лет живу в Краснодаре в томлении, спрашиваю: «Почему здесь нет того, что так сладко грело меня в Пскове, в Вологде?» Юг России особенно растерзан безродным кокетством и какой-то базарно-курортной сутолокой на скрижалях истории. Как много стало пустых русских людей! Русские потихоньку, помаленьку от всего своего отреклись…»

«Мы потеряли непрерывность исторической жизни. На свете есть государства, в которых и история, и уклад, и традиции непрерывно передаются от праотцев, дедов, отцов к детям. У нас же все это прервалось, случился страшный надлом; когда то, что мы исповедовали веками, приказали уничтожать…».

Человек может выжить только благодаря памяти. Жизнь преподаёт нам бесчисленные уроки. Они складываются в память – личная, запечатлённая картина мира, у каждого своя, но без неё останавливается жизнь. Именно память в итоге формирует человека, как личность. Мы всегда должны понимать и помнить:  мама – это человек, подаривший жизнь; отец – человек, на которого всегда можно положиться; братья и сёстры – самые близкие люди после родителей; без Родины – человек – бездомный; ум, душа и сердце связаны неразрывно; боль – плохо; порадовать другого – подарить ему праздник, поддержать в минуты печалей или радостей – поучаствовать в сотворении чуда… И мы, бесспорно, должны хранить эти мгновения, ценить их.

«Человек без памяти ни жив, ни мёртв, он прекращает существовать как человек…».

«Как хороши, как дороги оставленные места! …Воспоминания легки и призрачны, в них мало досады, всё, что надоело, — прошло, от чего было печально — не так уж и плохо, незаметное и скромное вдруг обретает тихую высокую тональность».

Писатель всегда беспокоится о детях: «дети такие-сякие, не читают, но это мы, взрослые, виноваты, что не даем им хорошие книги…»

«Дети наш неоспоримый вклад в будущее».

Из рассказа «Люблю тебя светло», 1968.

Вы помните, как мы начинали жить? Помните, сколько книг перебрали и сколько раз мчались в общих вагонах с бабками Марьями и необидчивыми Иванами? Беднее, что ли, была наша юность, чем у осторожных сверстников наших? Да, лучше мы век будем сдавать бутылки из-под кефира, но зато в редкие свидания мы потянемся пешком в Верею, в Боровск, вдоль Протвы-реки, любуясь старой русской окраиной и чистыми детскими лицами…

Рассказы и небольшие повести писателя — одно из тихих чудес отечественной литературы. От души удивляешься его ясным и пронзительным текстам.

Его первый рассказ «Брянские», отправленный в «Новый мир» самому Твардовскому, был опубликован в 1963 году в одиннадцатом номере этого журнала, сразу сделав молодого писателя известным на всю страну.

Твардовский говорил об авторе: «Проза у него светится…»

Вхождение в большую литературу Виктора Лихоносова было стремительным. Одна за другой в Москве, Новосибирске, Краснодаре выходят его книги повестей, рассказов, очерков: «Вечера», «Что-то будет», «Голоса в тишине», «Счастливые мгновения», «Осень в Тамани», «Чистые глаза», «Родные», «Элегия» и др. Его произведения переводят в Румынии, Венгрии, Болгарии, Германии, на чешский, словацкий языки, а затем уже на французский, английский.

С 1978 года Лихоносов замолкает на целых десять лет, работает над своим главным, самым выдающимся романом о судьбе русского казачества «Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж» (1986 год). Это лирико-эпическое полотне, соединяющее современность с прошлым, стало литературным памятником Екатеринодару / теперь Краснодар/.

 «Ненаписанные воспоминания. Мой маленький Париж»:

Роман охватывает огромный пласт жизни Кубани — от начала XX века до наших дней. Главный герой этого удивительного емкого лиро-эпического повествования — Память. Память — как вечность и непрерывность человека, как постоянное движение духовности из поколения в поколение.

При всей традиционности по стилю «Наш маленький Париж» — необычная по жанру книга. Это роман-воспоминание. В нем нет жесткого сюжетного каркаса, стройной хронологии течения событий: писатель все время меняет рассказчиков. Тон воспоминания задает возвращающийся в Краснодар после сорокалетнего пребывания на чужбине Дмитрий Павлович Бурсак.

Мы получаем из этих воспоминаний жизнь, оставшуюся вслед за нею картину, из которой можно вывести часть истины. Память становится материальным ощущением времени. И время это рисуют людские судьбы.

Близки произведениям Виктора Ивановича Лихоносова, как одного из лирических авторов: чувство Родины, сыновнего долга перед ней, чувство дружбы между народами, внимание к прошлому, историческая память.

Для всей лирики, как известно, главный предмет изображения — переживания. Они субъективны, даются изнутри, в неразрывном единстве с выявлением духовного мира повествователя.

Исторически сложилось, что от начала перестройки изменение социально-политической ситуации после распада СССР привело к тому, что центр тяжести в литературе сместился к другим явлениям, и деревенская проза выпала из числа произведений популярного жанра.

Понятно, что эти произведения имеют огромное значение для сохранения национально русской культуры и исторической памяти. Читать их, может показаться, не просто, но они безусловно являются литературно-культурными вехами истории нашего народа.

Цитата из «Ненаписанных воспоминаний. Наш маленький Париж»:

«Что было в этом! Шутка? Злословие? Простодушное квасное настроение — так взлелеять свой отчий угол, чтобы легче его любить? И не обронил ли те слова господин, который Парижа никогда и не видел, но ему уже одни названия гостиниц и погребков внушали форс? Малы у базаров и по улицам зашарпанные гостиницы, но сколько внушительности в вывесках, и вот на какую заморскую жизнь они замахнулись: «Франция», «Нью-Йорк», «Тулон», «Трапезонд», «Венеция», «Константинополь»! Вноси тюки, чемоданы, живи у нас, сколько хочешь. И все прочее в Екатеринодаре как в далеком великом Париже, но чуть наособицу, на свой южный казачий лад. Там, в Париже, площади, памятники и дворцы? Не отстали и мы. Вот Крепостная площадь с гордой Екатериной II, вот триумфальные Царские ворота на подъеме от станции, обелиск славы казачества в тупике улицы Красной, и неприступный дворец наказного атамана, и благородное собрание, куда на ситцевые балы съезжается весь местный бомонд, и Чистяковская роща недалеко от Свинячьего хутора, и городской сад с дубами «Двенадцать апостолов». И так же, как везде, как в самом Париже, простолюдинам устроены чревоугодные точки — Старый, Новый и Сенной базары, и для кого попало ресторанчики, трактиры, «красные фонари» с намазанными желтобилетными дуняшками… Чем не Париж в миниатюре?!»…

Роман удостоен литературной премии Союза писателей РСФСР за 1986 год и Государственной премии РСФСР им. М.Горького за 1988 год.

Очень рано о Викторе Лихоносове заговорили известные критики, которые отмечали его умение мастерски соединить воедино слово и музыку, грусть и восторг, гордость и скорбь, жгучую современность и не актуальный исторический материал. Критики почти сразу же дали творчеству писателя высшую оценку. В 1967 году опубликован сборник рассказов «Голоса в тишине» с предисловием Юрия Казакова: «Все, что он написал, написано свежо, музыкально, очень точно, и все проникнуто острой, даже какой-то восторженно-печальной любовью к человеку».

Владимиру Ивановичу, по профессии провинциальному учителю, ещё на заре творчества писали из Парижа великие старики первой волны русской эмиграции Георгий Адамович: «Мне не только понравилась ваша книга, нет: я очарован ею…». «У вас свежее и доброе дарование…» — прибавлял Борис Зайцев.

Награды и премии:

Коллеги многократно избирали Лихоносова делегатом союзных и российских писательских съездов, он является лауреатом международной литературной премии имени Михаила Шолохова, награждён в связи с 50-летием Союза писателей СССР орденом «Знак Почёта». В 2003 году на Толстовских встречах получил первую премию «Ясная Поляна». Он удостоен награды в номинации «На благо России» за выдающийся вклад в развитие русской литературы. Ранее вклад В. Лихоносова в духовное и литературное наследие Кубани и России отметило ЮНЕСКО. Автор романа «Наш маленький Париж» был удостоен диплома конкурса «Культура и искусство», проводимого ЮНЕСКО и Оксфордской образовательной сетью. Виктор Лихоносов является лауреатом Государственной премии РСФСР.

 «Чтение — это неторопливое участие души в событиях и поворотах судеб героев. Так, сейчас почти никто не читает. Растянуть время чтения, значит замедлить расставание с эпохой, которая только в книге и есть. Когда читаешь быстро и много, душа не успевает пропитаться. Не потому ли мы такими дергаными стали, что рвем из книг одну информацию?..»

Всё, что человек делает должно служить в первую очередь последующим поколениям, свету, добру, гармонии, культуре и образованию, настоящим личностям с высокими внутренними и внешними духовными показателями.

Мероприятие подготовила вед. библиотекарь схл — Васильева О.А.