Иван Иванович Резниченко

10 февраля — 100 лет со дня рождения ростовского скульптора Ивана Ивановича Резниченко (1921-1994).

Им выполнены фигуры и горельеф  на фасаде здания ростовского цирка, скульптурные работы «Михаил Шолохов», портретная композиция «Тихий Дон» и др.

Резниченко Иван Иванович (1921-1994) — художник и скульптор, известен как автор скульптурного оформления фасада построенного в 1957 году здания Ростовского цирка.

В 18 лет Иван Резниченко — курсант Севастопольского Военно-морского училища береговой обороны. В 20 лет, в год начала Великой Отечественной войны — лейтенант, командир огневого взвода артиллерийского зенитного дивизиона Беломорской Военной Флотилии Северного Флота. Участвовал в боевых действиях, был ранен. Имеет боевые награды.

В 1947 Резниченко поступает в Ростовское художественное училище. Проучившись год в классе преподавателя С.И. Жовмира, он в 1948 году поступает в Харьковский художественный институт.

Преподавал в РХУ им. М.Б. Грекова скульптуру, рисунок и пластическую анатомию (1954-1967). Проработав в училище свыше четверти века, Иван Иванович стал любимцем своих многочисленных воспитанников, которые помнят его и поныне.

 Он создал свою школу подготовки молодых скульпторов. Среди его учеников — Олег Голосов, Борис Кильмаев, Валерий Сухаренко, Ефим Бутаев и другие.

 Одновременно работая в училище, Резниченко начинает работать и скульптором в Ростовском художественном фонде. Он заявил о себе будучи студентом, когда вместе со своими товарищами В. Дубовиком и Ф. Сушковым выполнили творческий заказ, состоящий из двух фигур тpeхметровой высоты и горельефа для установки на здании строящегося в Ростове-на-Дону Госцирка (архитектор Г.А. Петров). Мастерски вылепленные ими статуи, задрапированные в античную одежду, очень тонко попадали в стилистику декоративной скульптуры начала 50-х годов.

В 1984 году скульптурные фигуры и горельефы были покрыты листовой медью, авторский надзор за производством работ осуществляли И.И. Резниченко и В.К. Дубовик.

На первых порах он создает ряд произведений в стилистике дипломной работы. К ним можно отнести бюсты «Маяковский» (1954), «Рабочий Ростсельмаша» (1955), «Макаренко» (1957) и др. К началу 60-х годов решительно меняется его понимание пластики, композиции, всего образного строя скульптурного произведения.

Тема Великой Отечественной войны для Резниченко была стержневой. Наиболее полно она реализована им в серии мемориальных памятников: «Боец», 1956; «Скорбь солдатская», 1966.

Как и все донские художники того времени, Резниченко просто не мог избежать обаяния личности и творчества М.А. Шолохова. Скульптору довелось встретиться с великим писателем и получить от него материал для задуманных портретных работ. К всесоюзной выставке 1957 года Резниченко выполнил в гипсе скульптурную фигуру «Михаил Шолохов». Он пытался раскрыть образ великого писателя и человека.

В 1981 году Иван Иванович по возрасту ушел на пенсию. Последней грандиозной монументальной работой его была огромная скульптурная фигура «Скорбящий шахтер» (1975, ее высота 6,6 м), созданная для памятника «Жертвам фашизма» (архитектор Р.А. Мурадян), в городе Шахты.

Умер Иван Иванович Резниченко в 1994 году, оставив в наследство будущим поколениям свои замечательные работы и добрые воспоминания тех, кто  работал с ним рядом и учился у него.

Из книги Г.С. Скопцовой «Из века в век» вы можете узнать больше об И.И. Резниченко и других творческих личностях художественной жизни Дона. Это история в лицах старейшего художественного учебного заведения страны с конца 19 века. Книга посвящена художникам Дона, так или иначе связанных с историей Ростовского художественного училища имени Грекова.

Издание – глянцевое и полноцветное со множеством репродукций, больше походит на альбом. Здесь редкие фотографии, воспоминания, фрагменты публикаций о творчестве живописцев.

Автор книги Галина Сергеевна Скопцова – с 2000 года директор училища Грекова. 

Скопцова Г.С.  Из века в век. История РХУ в лицах. – Ростов-на-Дону, 2009.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *